Правила строповки, подъема и перемещения грузов: инструкция и рекомендации от профи

Производство промышленных товаров не может обойтись без перемещения самых разнообразных грузов: сырья, оборудования, инструментов, материалов, готовых изделий, отходов деятельности. Каждый груз имеет свои характеристики: массу, объем, состав, состояние вещества (твердое, жидкое, газообразное), степень опасности для здоровья. Для каждого из них разработаны свои правила перемещения, погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения.

С точки зрения логистики важное значение имеют следующие характеристики грузов:

  • тип груза; может быть насыпным (песок, уголь), штабелируемым (пиломатериалы, строительные блоки), штучным (станок, двигатель), жидким (бензин, дизтопливо), газообразным (в баллонах: сжиженный газ, кислород);
  • масса; различают массу «нетто» — масса груза без упаковки, и «брутто» — масса упакованного груза; легковесными считаются товары массой до 250 кг, тяжеловесными — грузы 0,25-50 т; предметы массой свыше 50 т относят к категории весьма тяжеловесных;
  • габариты, размены; размеры габаритных грузов по трем направлениям меньше размеров средства для их транспортировки, они помещаются в кузове или контейнере; негабаритные изделия по одному или нескольким параметрам превышают размеры платформы транспортного средства; к длинномерным грузам относят предметы, выступающие за пределы транспорта на 4 м и более.

Перемещением большого количества легких товаров занимаются обычные рабочие — грузчики. Они переносят коробки, упаковки не по одному экземпляру, а используют поддоны, тележки, транспортеры, различного вида погрузчики.

Перемещение и перевозка станков, имеющих большую массу и размеры, требуют иного подхода и другой техники. Всем комплексом работ по погрузке и перемещению неординарных грузов независимо от их габаритов, массы, стоимости и климатических условий занимаются специально обученные люди — такелажники.

Специалисты планируют погрузочные работы с соблюдением всех требований техники безопасности с таким расчетом, чтобы не повредить перемещаемый груз, машины, механизмы и сооружения вокруг. Стропальщики — более узкая специализация. Они занимаются креплением груза к подъемным механизмам с помощью тросов, канатов, строп. Работают в паре с крановщиком, их действия и команды четко согласуются.

Общие правила строповки

Эти правила распространяются на работы с грузами общего назначения; для строповки опасных для жизни, вредных для здоровья, хрупких и нестандартных грузов разработаны дополнительные инструкции. Настоящие правила описывают требования строповки выполняя подъем грузов всеми типами кранов снаружи и внутри помещений. Они сводятся к следующему:

  • для каждого вида груза разработана своя схема строповки, которой придерживаются, используя все имеющиеся крепежные приспособления: цапфы, петли, крюки;
  • стропы выбирают с учетом веса и характера подготовленного к подъему объекта, учитывают число точек крепления, угол расхождения: он не должен превышать 90°. Если угол превышает это значение, выбирают стропы большей длины;
  • для транспортировки различного оборудования, не имеющего схемы строповки, назначают ответственное лицо, которое руководит всеми работами и отвечает за безопасность. Если масса груза неизвестна, работы не начинают до тех пор, пока она не будет определена;
  • схемы строповки, их графическое изображение на бумаге выдают стропальщикам и крановщикам, вывешивают на видном месте в районе выполнения работ.

Требования к стропам и крепежным приспособлениям

Количество строп, их длину, толщину, точки крепления выбирают в соответствии с массой и габаритами груза. К стропам предъявляют ряд требований:

  • не должно быть повреждений: заусенцев, перетертой проволоки, узлов, элементов фиксации: защелок, стопорных колец и стержней;
  • при обвязке длинномерного груза не допускают перекручивания строп, образования узлов; незадействованные концы многоветвистых строп крепят так, чтобы не зацепить и не повредить другие товары; обвязывают в двух местах на расстоянии ¼ длины от концов; обвязка должна обеспечивать устойчивость груза в движении, исключить выпадение его отдельных частей;
  • перевозка оборудования с острыми выступающими ребрами требует применения при строповке дополнительных прокладок со скругленными краями для предотвращения перетирания строп; прокладки под острые грани изготавливают из самых разнообразных материалов и отходов производства: из древесины, резиновых и металлических труб, шлангов, плоских толстых ремней, отрезков ленты для транспортировки сыпучих материалов; прокладки можно крепить к стропам в качестве инвентарных принадлежностей или добавлять в упаковку;
  • крюки тросов ориентируют от центра наружу, используют предохранительные защелки и замки; при использовании строповки с обвязкой тросом допустимый предел грузоподъемности строп снижают на 20%;
  • для перемещения длинномерных предметов возможна свободная укладка на петли, образованные стропами; при этом принимают меры для предотвращения продольного смещения; цепные стропы располагают так, чтобы избежать изгибов звена на гранях оборудования; если груз состоит из одного предмета и его длина менее 2 м, то его обвязывают в обхват в одном месте.

Снятие строп с груза

Когда груз перемещен, его освобождают от строп. К этой процедуре приступают тогда, когда оборудование стоит на прочной основе и не может самостоятельно сдвинуться или опрокинуться. Перед этим ослабляют натяжение тросов; на каждом крюке размыкают предохранительные устройства, вынимают крюки из проушин, с острых граней снимают защитные прокладки.

После подъема строп становится возможной перевозка станков и другие действия: установка, подключение, испытания. Для того, чтобы длинномерные круглые предметы не раскатывались, применяют ограничители и страховочную обвязку. Для подъема бетонных изделий на высоту используют захватные приспособления с дистанционным управлением. Захваты снимают после завершения монтажа.

Категорически запрещается:

  • использовать неисправное, непроверенное такелажное оборудование;
  • применять стропы, не соответствующие весу и характеристикам груза;
  • стоять под грузом, под работающими частями подъемных механизмов, в зоне их движения и на пути перемещения оборудования;
  • вставлять крюк в проушину не полностью, с усилием, поправлять ударами молотка, монтировки;
  • не поправлять стропы и крюки «на ходу», когда движение уже началось;
  • работать без средств индивидуальной защиты: каски, перчаток, спецобуви.

Грузозахватные механизмы

Грузозахватные механизмы облегчают ручной труд грузчиков и более безопасны, погрузка происходит быстрее. Они выгодны при перемещениях большого количества однотипных предметов. Устройства поворачивают и фиксируют груз в определенном положении перед подъемом. Крюки, многоветвистые стропы, рамы, такелажные точки — примеры грузозахватных механизмов. Навешиваются на крюк подъемного крана.

Существует несколько разновидностей грузозахватных приспособлений:

  • эксцентриковые, представляющие собой диски со смещенным центром поворота. Выпускаются ручные и самозатягивающиеся захваты. Лучше всего подходят для погрузки плоских товаров с большой площадью (стальные листы, древесностружечные плиты);
  • клещевые, с зажимами — это рычажные системы, в которых захват груза осуществляется подвижными выступающими стержнями или пластинами; ими удобно грузить трубы, древесину (кругляк), бетонные и железные балки;
  • вилочные — для подъема и транспортировки груза на специальных площадках — поддонах и паллетах;
  • винтовые — фиксация осуществляется винтами;
  • магнитные, на постоянном или переменном токе; идеальны для перемещения металлолома, крепежа, мелких предметов из железа и стали.

Соблюдение правил строповки обеспечивает безопасность работ, связанных с перемещением грузов.

0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии